Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения 'Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда'
Официальный сайт
муниципального общеобразовательного учреждения
"Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда"

ЕИС СГО
Баннер
Стажировочная площадка в рамках реализации ФЦПРО
Баннер
Профсоюз работников образования
Баннер
Другое дело
Баннер

Колокольчик мира

Баннер

Партнерство

Баннер
Баннер

Конкурс "ЛУЧ"

Баннер
"Снова лечу на фронт, туда, куда влекут сердце и разум..."
Интересное - Новости

28-29 октября в лицее №5 работала выездная выставка "Сталинградский дневник подполковника Лермонтова". Это новый вид работы музея-панорамы "Сталинградская битва», с успехом опробованный в прошлом учебном году. В этом году было принято решение продолжить выездные выставки музея. Лицеисты разных классов с удовольствием посетили выставку, и с интересом внимали словам заведующей отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светланы Анатольевны Аргасцевой.

Выставка "Сталинградский дневник подполковника Лермонтова" имеет двойное значение, повествует о двух разных людях. Равно как и 2015 год - год 70-летия Великой Победы и год литературы в России, так и это мероприятие историческое и отчасти литературное. Что вообще собой представляет дневник или ведение дневника? Для простого школьника, дневник - книга, в которой записано его расписание, задание на дом и успеваемость. Мало кто знает о простых, личных дневниках, которые раньше были популярны. В них записаны мысли, иногда важные для человека цитаты или просто рисунки, наброски.

Светлана Анатольевна поведала сначала об истории рода Лермонтовых, об испанце, переехавшем на Русь и участвовавшем в битвах, за что ему выделили землю. О Михаиле Юрьевиче, знаменитом русском поэте, о его двоюродном брате Михаиле Николаевиче Лермонтове, тоже поэте. Именно  к нему обращается великий поэт в первых строчках "Бородино", ведь Михаил Николаевич участвовал в Бородинском сражении, именно его Лермонтов называет "дядей".

Петр Николаевич Лермонтов, чей дневник является главным экспонатом выставки, до революции начала двадцатого века в России был поручиком царской армии. В 1914 году окончил Московский кадетский корпус, участвовал в Первой Мировой войне, позже, перейдя в ряды Красной Армии, стал бороться на стороне Советской России, с 1926 года был членом КПСС.

П.Н. Лермонтов 4 года жил в Якутии, работал бухгалтером на алмазодобывающем предприятии. И в 1940 году возвращается в Москву. Несмотря на то, что он был уже немолодым человеком, в 1941 году он отправляется добровольцем на фронт. И становится начальником штаба авиационного истребительного полка. Петр Николаевич Лермонтов разрабатывал стратегию вылетов самолетов, вел дневник. Перваязапись в дневнике: "1941 год. Снова лечу на фронт, туда, куда влекут сердце и разум, туда, где должен находиться патриот, любящий беспредельно свою прекрасную мать Родину...". С октября 1942 года он был уже в Сталинградской области.

Читая его записи, чувствуется, что у человека литературный талант, в записях - олицетворения и метафоры, и главное –прекрасный       слог. Если сравнить почерки П.Н. Лермонтова и М.Ю. Лермонтова, можно найти их очень похожими. Светлана Аргасцева зачитала отрывки из дневника. Петр Николаевичписал о победах, например, о том, как наши летчики принудили приземлиться на их аэродром фашистский самолет, и о поражениях, потерях, о смелых, но последних вылетах и подвигах товарищей.

Военные летчики любили поэзию М.Ю. Лермонтова, и для себя брали позывные - названия его стихотворений, такие, как "Ангел", "Демон", "Мцыри" и другие.

Мне удалось взять у Светланы Анатольевны интервью между экскурсиями.

Корр: - Петр Николаевич Лермонтов дожил до конца войны? Кем он стал после?

С.А.: - Конечно, он встретил Великую Победу. И после войны он был подполковником в отставке, так как был уже немолодым человеком. Работал в военном училище. После смерти его похоронили по его же просьбе в Донском монастыре в Москве.

Корр: - Чем Вас привлекла эта тема?

С.А.: - Прежде всего, хотелось попробовать создать экспозицию не на историческую тему, а на литературную. В любой исторической экспозиции основным является документ или музейный предмет, а в литературной выставке это слово. Слово очень сложно показать материально, поэтому мы показываем строки дневника Петра Николаевича. Слово материально только тогда, когда читаешь, когда понимаешь музыку стихотворений и произведений.

Корр: - Почему, по-вашему, уместно проводить такую выставку в лицее №5?

С.А.: - У нас давние связи с вашим лицеем. Выставка посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и году литературы. Кроме того мы знаем, что лицеисты, как и все школьники, изучают творчество М.Ю. Лермонтова, и его произведения - "Бородино", "Тамань", "Герой нашего времени". А на уроках истории изучают и Бородинскую битву, и русско-турецкую войну, и Сталинградскую битву. И нам показалось, что эта выставка будет хорошим дополнением к полученным лицеистами знаниям. Эта выставка также поедет и в другие школы.

Корр: - На что Вы рекомендуете обратить особое внимание на выставке?

С.А.: - На слово. Потому что это материальная выставка, ее нужно читать, ее нужно слушать, нужно понимать звук, музыку стихов и М.Ю. Лермонтова, и стихов героя Сталинградской битвы.

Корр: - Чем, на Ваш взгляд, может заинтересовать выставка разных по возрасту ребят?

С.А.: - Во-первых, выставка должна пробудить интерес к изучению семейной истории и глубокому изучению истории нашего государства. А, во-вторых, ребята должны понимать, что литература - великая вещь.

Ребята горячо поблагодарили организаторов выставки, людей, без которых они не узнали бы столько всего интересного и важного.


Майя Тихомирова