Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения 'Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда'
Официальный сайт
муниципального общеобразовательного учреждения
"Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда"

ЕИС СГО
Баннер
Стажировочная площадка в рамках реализации ФЦПРО
Баннер
Профсоюз работников образования
Баннер
Другое дело
Баннер

Колокольчик мира

Баннер

Партнерство

Баннер
Баннер

Конкурс "ЛУЧ"

Баннер
Круглый стол молодых педагогов
Интересное - Новости

Отчет

о проведении круглого стола молодых педагогов в рамках 2 Всероссийского форума учителей русского языка и литературы «Российская словесность – культурный код нации и основа воспитания уважения и любви к родному Отечеству»

Тема: "Слово нам дано для созиданья"

Круглый стол состоялся 24 сентября 2016г. в МОУ Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина, г. Волгоград

Ответственный за проведение: учитель математики МОУ Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина Кубатиев А.В.

В мероприятии приняли участие 11 человек

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Текст как основа проектирования ситуаций, развивающих ценностно-смысловую сферу учащегося Герменевтический подход как основа работы с текстом: приемы открытия смыслов и ценностей на уроке;
  2. Понимание и интерпретация текста как способы открытия смыслов

 

С приветственным словом, в котором познакомил участников с темой круглого стола и основными вопросами, выступил Кубатиев Александр Валерьевич, учитель математики МОУ Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина, после чего передал слово, для выступления по 1 вопросу, Гуренко Владиславу Леонидовичу, аспиранту кафедры философии ВолГУ. Владислав Леонидович рассказал, что человеческая реальность состоит из текстов. Тексты окружают человека на протяжении всей его жизни. Тексты бывают письменными, визуальными, аудиальными и тактильными. Поскольку человеческому сознанию свойственно давать имена окружающим его вещам, то возникает необходимость эти тексты понять, а значит соотнести со своим опытом. Возник вопрос: «Но как понять текст?». Базовым философским и междисциплинарным методом для интерпретации текстов является герменевтика. Герменевтика - это искусство толкования текстов. Интерпретация – это осознанное понимание текста, перекодирования его на понятный язык. Основное ее отличие от интуитивного понимания – осознанность и целенаправленность.

Компетенция интерпретации складывается из следующих навыков и операций мышления:

1. Идентификация (прояснение границ и сущности объекта, на который направлена интерпретация);

2. Вопрошание (поиск конкретных интересующих интерпретатора граней, в научном познании эквивалентно выбору предмета исследования);

3. Генерирование идей (выдвижение гипотез и соображений относительно конкретного объекта и предмета);

4. Аргументация (поиск и формулирование подтверждений, почему данные предположения верны);

5. Критическое мышление;

6. Синтез (встраивание полученного нового знания в систему уже существующих у субъекта знаний о мире).

Алгоритм герменевтической процедуры состоит из следующих этапов: 1) выбор оснований для интерпретации, 2) курсорное чтение, 3) поиск темных (странных) мест, 4) задавание вопросов, 5) формулирование гипотез, 6) проверка гипотез, 7) синтез. Этапы данного алгоритма при необходимости могут быть сокращены или пропущены в зависимости от задач интерпретатора. Данный алгоритм может повторяться, иллюстрируя движение по герменевтическому кругу.

В ход выступлению Владислава Леонидовича, завязалась дискуссия, которая затронула второй вопрос круглого стола: понимание и интерпретация текста как способы открытия смыслов. Были приведены примеры задач и их разбор из разных предметных областей, включая метапаредметную составляющую (литературный текст «Он бежал, словно ветер», интерпретируется как физическая задача о скорости. Взяв за основу географическое расположение места действия рассказа, можно узнать с какой скоростью там дуют ветра и произвести вычисления скорости бегущего). В ходе данной дискуссии была высказана мысль, что как и авторы задач, ученики при написании сочинений, руководствуются своей интерпретацией событий на основе своего мировоззрения, поэтому его мнение может не совпадать с мнением учителя. У участников круглого стола появилась мысль, что ЕГЭ по литературе, а именно вторая часть, так же обладает критериями проверки, которые могут не учитывать именно размышления ученика, а только его позицию, которая может отличаться от позиции проверяющего.

Результат работы круглого стола: "Послание учителям литературы и русского языка" При проверке заданий ЕГЭ учитывайте собственные мысли ребенка, его личностный опыт и переживания, а не пересказ идей других людей, в том числе Ваших.

 


Мероприятие проводится в рамках II Всероссийского форума учителей русского языка на Волге "Российская словесность - культурный код нации и основа для воспитания уважения и любви к Отечеству" на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи.